Некоторые страны Старого Света слишком медлительно подходят к процессу евроинтеграции «незалежной». По словам заместителя главы администрации президента Украины Валерия Чалого, Кипр, Греция, Австрия и Италия сегодня тормозят весь процесс и никак не могут ратифицировать договор об ассоциации. Выход, по мнению киевского чиновника, в том, чтобы проводить встречи на высшем уровне.
«Если не работать на самом высоком политическом уровне с каждой из этих стран, вообще можно было не ожидать такой блестящий результат: 18 стран, плюс в двух находится на подписи в парламенте, в четырех — в процессе, и в четырех — это Греция, Кипр, Италия и Австрия, они начинают процесс, но мы бы хотели, чтобы это было быстрее. Поэтому президент Украины встречался в Риге с премьер-министром Греции, федеральным канцлером Австрии, и поэтому он постоянно поддерживает диалог на высшем политическом уровне с премьер-министром Италии. Я вам скажу, что впечатление такое, что есть надежда, что какие-то внешние влияния на страны ЕС в этом вопросе не подействуют», — заявил Валерий Чалый в эфире «Пятого канала».
Понятно, что Европа не хочет видеть нищую и раздираемую гражданской войной Украину в своих рядах. Договор о евроассоциации, по большому счету, не дает «незалежной» никаких прав, а только накладывает важные обязательства, как-то открытие рынков для европейских товаров и переход на европейские технические регламенты в промышленности. Но даже в таком виде евроинтеграции Украины хотят далеко не все. Главная причина — развал народного хозяйства «незалежной».
Но на самой Украине политики представляют дело так, что залог успеха кроется в личном обаянии президента страны. Дескать, он постоянно встречается с лидерами европейских государств, а потому можно надеяться на скорое вхождение Украины в ЕС в качестве полноправного члена.
Вообще, руководители в Киеве любят выдавать желаемое за действительное. Скажем, недавно состоялся саммит «Восточного партнерства». Для Украины мероприятие прошло без каких-то видимых результатов. Зато Валерий Чалый заявил украинской прессе, что удалось решить политический вопрос о безвизовых поездках граждан «незалежной» в Европу. Можно вспомнить недавний саммит Украина-ЕС, который для Киева окончился и вовсе полным провалом: Порошенко и Яценюк просили деньги, а европейцы помогать отказались. Ту встречу украинские СМИ тоже выдавали за триумф новой власти.
Сейчас уже приходится говорить, что мнение в Европе по украинскому вопросу неоднозначное. Но признавать это крайне сложно. Ведь получается, что все беды и лишения последнего года были напрасными, а стремление в Европу изначально было несбыточной мечтой.
— Украинцам вечно кто-то мешает осуществиться их мечте. Хотя на самом деле, в словах Валерия Чалого есть момент истины, — говорит директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. — В ЕС сегодня есть такой стиль, что большие страны впрямую не говорят о своих настроениях, они просто подталкивают к некоторым решениям небольшие государства.
«СП»: — То есть Евросоюз не хочет видеть Украину даже в качестве партнера.
— Украину в Европе очень не хотят видеть. Украина интересна для некоторых евробюрократов только как некий санитарный кордон, отделяющий ЕС от России. Но не более того. По-другому, собственно, Украину никто и не рассматривает, ведем ли мы речь о евроассоциации или о «Восточном партнерстве». И постоянно украинским политикам дают понять их место.
Руководители в Киеве, которые пришли к власти в результате госпереворота, вынуждены постоянно обманывать своих граждан, рассказывая им про безвизовый режим, скорое вступление в ЕС. Но всё это пустая демагогия.
Власти Украины говорят жителям страны, что они европейцы. Но разве русские люди не входят в большую европейскую семью народов? Но людям постоянно предлагают ложную альтернативу. Мол, или мы с Россией, или мы с Европой. Киевские власти пытаются украинским вопросом расколоть Европу, но Украина сама оказывается в разломе. И чем больше в «незалежной» говорят о европейском выборе, уходе от России, тем в более плачевном состоянии оказывается Украина.
«СП»: — Украина может добиться от ЕС каких-то уступок?
— Мне сложно сказать, как будет развиваться процесс взаимодействия Украины и Евросоюза. Но в Старом Свете растет разочарование самим фактом, что приходится иметь дело с Киевом. Европейские политики начинают понимать, куда они «вляпались». И неудивительно, что из нынешней сложной ситуации европейцы ищут выход.
Нынешняя Украина, в современном виде, никому не нужна. Ни Вашингтону, ни Брюсселю. А что ситуация на Украине изменится к лучшему, пока перспектива не просматривается.
— Европа не хочет видеть Украину в нормальной ассоциации с собой, — считает политический аналитик Международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO Станислав Бышок. — «Розовой мечтой» евромайдана был безвизовый режим со Старым Светом. Но сейчас этот вопрос всерьез никто не обсуждает. Даже первый шаг доброй воли Евросоюз делать не хочет.
Хотя понять ЕС можно. Экономическая ситуация на Украине ухудшается день ото дня. Если открыть границы, то миллионы человек ринутся в Евросоюз на заработки и будут пытаться получить политическое убежище.
Украина перестала быть интересной Европе. При «диктаторе» Януковиче, как его называли на Западе и представители оппозиции, Украина была хоть и не богатой страной, но стабильной. Украина была достаточно перспективна для той или иной интеграции с Западом. После победы в стране «демократии» привлекательность Украины для ЕС резко снизилась.
«СП»: — Украинский народ может спросить, зачем надо было делать госпереворот, если Европа закрывает дверь.
— Уже сейчас в народе чувствуется большое разочарование. И в новой власти, и в самой «революции достоинства». И война в Донбассе раньше воспринималась жителями положительно. В народе доминировали шапкозакидательские настроения. Сейчас же, если мы посмотрим популярные украинские телешоу, в которых опрашивают людей по ключевым вопросам, то увидим, что большинство хочет мира.
И новым властям в Киеве крайне невыгоден мир. Война — это отвлекающий фактор, который может сплотить нацию. Мол, Украина должна отражать «агрессию соседа». А сели «агрессор» становится партнером, с которым можно выстраивать отношения, то народ спросит с власти, почему она фактически довела страну до банкротства. Всего полтора года назад Украина была вполне комфортной страной для проживания и ведения бизнеса.
«СП»: — Насколько сегодня заявления официальных лиц Украины отражают реальность?
— Слова украинских политиков лишь опосредованно относятся к реальности. Вот Чалый обвинил Австрию в том, что она тормозит евроассоциацию «незалежной». Я пару дней назад вернулся из Австрии, и могу сказать, что там никто об Украине вообще не думает. В местных СМИ, даже политических, Украину никогда не вспоминают, только в контексте событий в Донбассе. Европе, по большому счету, всё равно, будет Украина проводить евроассоциацию или нет. В Старом Свете обсуждают безработицу, конкурс «Евровидение». Украину более-менее обсуждают в Германии, ведь ФРГ фактически главная страна Евросоюза.
Это украинскому истеблишменту выгодно говорить, что в Европе все обсуждают Украину. Мол, есть страны, которые ее поддерживают, а есть те, кто настроен к ней скептически. На самом деле, Украина рассматривается европейцами только как помеха для налаживания отношений с Россией. Понятно, что наша страна в долгосрочной перспективе представляет интерес для Старого Света.
«СП»: — Во что выльется процесс евроинтеграции Украины?
— Украина на пути в Европу ничего не добьется. Парадокс ситуации в том, что при Януковиче Украина имела больше шансов на евроинтеграцию. Кстати, и Янукович не был против этого. Он выступил только за то, чтобы немного изменить правила, то есть подправить текст договора о евроассоциации.
В принципе, Киев мог подписать договор о евроассоциации, так как была политическая и экономическая стабильность. И даже украинцы могли заиметь для себя определенные «плюсы». Но сейчас ситуация совершенно другая.
Даже если все страны ЕС ратифицируют договор с Киевом, то это не спасет Украину. Я не могу назвать ни одной области, в которой ситуация бы исправилась благодаря евроассоциации.
Фото: Зураб Джавахадзе/ ТАСС